РегистрацияРегистрация О форуме | Международный Форум "Инновации в дорожном строительстве"
Архив мероприятий

О форуме

В Сочи завершился юбилейный X Форум дорожных инициатив «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве». Организатором мероприятия выступила Госкомпания «Автодор», при участии Правительства РФ, Строительного комплекса России, Минстроя России, ФДА «РОСАВТОДОР», ГУОБДД МВД России, ФТ «Сириус», Администрации города Сочи, а также ООО «Деловая Россия».

Форум стартовал 12 сентября с открытия отраслевой выставки. Свои разработки представили более 15 российских компаний. На выставке были презентованы новые IT-решения по повышению безопасности и сроку эксплуатации дорог, также были показаны разработки, позволяющие ускорить сроки строительства и повысить качество работ. Кроме того, участники выставки продемонстрировали новые дорожные ограждения быстрой сборки, светильники повышенного класса, выдерживающие силу ветра до 150 км/ч. Производители показали высокопроизводительную технику: дорожную фрезу для оперативного ремонта дорог, асфальтоукладчик с интуитивной системой управления, гидравлический экскаватор и другую новую комбинированную дорожную технику.

Пленарную сессию «Стратегия развития автодорожной сети юга России и Приазовья» открыл Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин. Он рассказал какая сейчас ведется работа по развитию дорог Азово-Черноморского кластера и интеграции новых регионов. Марат Хуснуллин также отметил, что значительную роль в стабильной работе туристической отрасли играет транспортная инфраструктура, которая важна для комфорта как местных жителей, так и туристов. И задача Правительства – комплексно подойти к вопросам развития инфраструктуры и реализовать все намеченные планы.

Глава Автодора Вячеслав Петушенко подчеркнул, что в Азово-Черноморский регион входит 823 км участков М-4 «Дон» и развитию главной транспортной артерии на юг страны уделяется самое пристальное внимание. За последние годы Госкомпания реализовала ряд масштабных проектов по развитию М-4. Среди них два скоростных обхода Ростова-на-Дону и Краснодара, сократившие путь на юг страны сразу на два часа. Кроме того, завершилось строительство развязок в районе Геленджика, а также реконструкция моста через Северский Донец. Самый масштабный проект Госкомпании «Автодор» на юге России, который предстоит реализовать – строительство дороги от М-4 «Дон» до Сочи. Она сократит время в пути от Джубги до Сочи в четыре раза, до полутора часов. Важнейшую работу дорожники Автодора ведут и в новых субъектах нашей страны. На 2024 год там запланирован капитальный ремонт 640 км автомобильных дорог, работы будут завершены досрочно.

В пленарной сессии также приняли участие замдиректора Департамента строительства Правительства РФ Григорий Волков, глава города Сочи Андрей Прошунин, и.о. министра транспорта ДНР Владимир Тужилин, и.о. министра инфраструктуры и транспорта ЛНР Владимир Евдохин, министр транспорта и развития транспортной инфраструктуры Херсонской области Александр Балышев, первый заместитель министра транспорта и развития транспортной инфраструктуры Запорожской области Алёна Денисенко и директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Министерства Природных Ресурсов РФ Ирина Маканова.

На второй части пленарной дискуссии участники форума поговорили о принципах клиентоцентричности, как основе Концепции развития автомобильного туризма до 2035 года. Эксперты постарались ответить на вопрос, как направить фокус на потребности и ожидания пользователей скоростных дорог. В рамках пленарной дискуссии было объявлено о завершении строительства первого отеля на М-11 «Нева» в Окуловском районе Новгородской области в составе многофункциональной зоны дорожного сервиса (МФЗ).

В мероприятии приняли участие заместитель директора Департамента развития туризма Министерства экономического развития РФ Константин Городилин, замначальника ГУОБДД МВД России Олег Понарьин, заместитель председатель комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сергей Кривоносов, президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой, заместитель председателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов Государственной компании «Автодор» Константин Макиев, а также руководители региональных министерств и представители бизнеса.

С развитием сети скоростных дорог растет и сеть МФЗ, где водители и пассажиры могут получить целый комплекс услуг на одной территории. Уже сейчас на магистралях Автодора работают 104 таких объекта. А до конца 2024 года количество таких комплексов на дорожной сети Госкомпании составит не менее 115. Самые масштабные объекты дорожного сервиса в России в стадии строительства на Северном обходе Твери. Площадь каждой из АЗС в составе МФЗ составит около 1500 квадратных метров и будет представлен весь комплекс услуг: от горячего качественного питания до прачечных и душевых.

В ходе сессии «Как цифровые технологии делают дороги комфортными, а главное, безопасными?» участники пришли к мнению, что российские разработчики информационных продуктов, программного и аппаратного обеспечения могут полностью покрыть нужды и самые сложные потребности важнейших отраслей хозяйства, в том числе дорожной отрасли.

Госкомпания «Автодор» традиционно является лидером отрасли в тестировании самых современных отечественных цифровых продуктов. Это, например, система взимания платы «Свободный поток», аналоги которой сегодня, кроме России, развиваются в других странах, среди которых Великобритания, Канада, Малайзия, Сингапур.

Компания АО «СМАРТС» презентовала виброакустический мониторинг, который позволяет в случае возникновения ДТП восстановить последовательность событий с гораздо большей точностью, чем это позволило бы простое видеонаблюдение и даже опрос свидетелей. В свою очередь Yandex Cloud уже реализует собственное решение для хранения баз данных, что является одним из ключевых факторов для любого цифрового продукта. Предлагается обучение технических специалистов и помощь по переходу с иностранных СУБД на решение от Яндекс.

В рамках сессии «Рынок автомобильных перевозок – фундамент устойчивого развития экономики страны» обсудили сложности, с которыми сталкиваются перевозчики, а также возможные варианты их решения для создания условий последующего развития отрасли. Эксперты обозначили такие проблемы, как «серый» рынок грузоперевозок, нехватку кадров в отрасли, а также недочеты в нормативно-правовой базе. В дополнение предложили механизмы «обеления» рынка, а также унификацию налоговых режимов и требований. По итогу сессии Госкомпания сформирует перечень задач, требующих решения для развития рынка грузоперевозок автомобильным транспортом и совместно с транспортными компаниями подготовит обосновывающие материалы для рассмотрения таких вопросов профильными ведомствами.

Заместитель председателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов Госкомпании "Автодор" Константин Макиев рассказал о новом проекте по использованию на скоростных трассах технологии «мультисцепки» полуприцепов («многозвенного автопоезда»), когда один седельный тягач сможет перемещать по магистральному маршруту трассы в рамках одной поездки два полуприцепа вместо одного. Так же в рамках сессии обсудили историю, текущий статус и перспективы проекта «Беспилотные логистические коридоры», который является частью стратегических инициатив Минтранса России. За последние 3 года, с 2021 по 2023 год, в общей сложности на дорожной сети Госкомпании рост числа проездов большегрузного транспорта составил 30%.

Лучшие практики предпрофессионального инженерного образования, которые можно адаптировать и тиражировать в интересах дорожно-строительного комплекса России обсудили на сессии «Предпрофессиональное образование в интересах развития дорожно-строительного комплекса России».

Открывая дискуссию, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Юлия Линская отметила важность качественной общеобразовательной подготовки, особенно по естественнонаучным дисциплинам. Она подчеркнула, что необходимо как можно раньше заинтересовать ребят предметами естественнонаучного профиля, чтобы они могли сделать осознанный выбор в пользу инженерной профессии.

Заместитель председателя правления по конкурентной политике и административным вопросам Государственной компании «Автодор» Александр Соколов отметил, что Госкомпания видит своим приоритетом всестороннее содействие достижению национальной цели «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности».

Также в целях популяризации профессии дорожника в апреле этого года Госкомпания объявила о проведении всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ «Развитие дорожно-строительного комплекса России». К участию приглашаются, в том числе, учащиеся 9-11 классов. Конкурсанты смогут попробовать свои силы, разработав собственные проекты и защитив их перед экспертным жюри, итоги будут подведены в конце 2024 года.

На форуме говорили и об импортозамещении в отрасли. Российские предприятия тяжелой промышленности и производители оборудования уже сегодня обеспечивают наличие всей линейки материалов и станков, необходимых дорожникам. Такой вывод озвучил генеральный директор ООО «Автодор - Инжиниринг» Константин Могильный. Сессия была посвящена достижениям российских производителей, которые за последние годы начали выпускать широкую линейку материалов и оборудования, необходимого при дорожном строительстве.

Еще одну любопытную тему затронули на сессии «Архитектурно-художественное проектирование автомобильных дорог», приводя в пример киоты, стелы названий автомобильных дорог, регионов, единый стиль шумозащитных экранов и многие другие элементы архитектурно-художественного стиля, которые встречаются на дорогах Автодора. Кроме архитектуры, участники обсудили отечественные и зарубежные примеры комплексного подхода к формированию облика дороги, проблему кадров и компетенций для реализации проектов, направленных на формирование облика дороги, а также нормативное и правовое обеспечение формирования индивидуального облика.

На архитектурно стилистический облик дороги также сказываются элементы разметки. Благодаря разработкам ООО «Автодор-Инжиниринг» появилась возможность моделировать все типы разметок и шумовых полос для их апробации на различных участках. В дочерней компании создан виртуальный испытательный полигон, который позволил начать моделировать дороги с музыкальной разметкой. Уже в текущем году планируется провести натурные испытания такой разметки на одном из участков автомобильной дороги М-11 «Нева».

Самые актуальные вопросы ценообразования в дорожном строительстве обсудили эксперты в рамках сессии «Совершенствование системы ценообразование в дорожном хозяйстве - основа для будущих проектов». В ходе дискуссии участники обсудили переход на ресурсно-индексный метод определения стоимости строительных работ и подвели первые итоги работы с новой сметно-нормативной базой ФСНБ-2022.

Заместитель начальника по ценообразованию ФАУ «Главгосэкспертиза России» Сергей Головин отметил, что ФСНБ-2022 вступила в действие в феврале 2023 года, а уже на сегодняшний день к ней выпущено 11 дополнений, включающих 657 новых норм, 4612 норм были актуализированы, и эта работа ведётся на непрерывной основе. В части номенклатуры и стоимостных показателей строительных ресурсов обновлены и синхронизированы сборники сметных цен строительных ресурсов Федеральной сметной нормативной базы и классификатора строительных ресурсов. Сформированы и регулярно актуализируются сводный перечень строительных ресурсов-представителей и перечни специализированных строительных ресурсов, необходимые для расчёта индексов ГОСР.

Начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольга Горбачева рассказала о тех недостатках в сметной документации, с которыми сталкивается служба в рамках своей контрольной деятельности. Она также отметила, что ФАС был проанализирован огромный массив данных по контрактам в дорожной отрасли. По итогам отмечено, что изменения в контракты на строительство, ремонт, содержание автомобильных дорог вносятся в очень небольшом объёме, что говорит о высоком качестве работы в части подготовки конкурсной документации.

Также в ходе дискуссии обсудили влияние реформы ценообразования на дорожно-строительную отрасль, основные сложности ценообразования, в том числе при переходе на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости, актуальные вопросы учета инфляционных процессов в ценообразовании. Особое внимание уделили одному из наиболее острых на сегодняшний день вопросов - установлению реалистичного отраслевого уровня заработной платы в дорожно-строительной отрасли. Его решение требует оперативных и слаженных действий всех регуляторов.

За два дня работы Форума в мероприятии приняли участие более 650 делегатов со всей страны. Организаторы уверены, что те решения, выработанные в ходе пленарных дискуссий и сессий, лягут в основу дальнейших изменений в научно-технической политики отрасли, цифровизации, безопасности дорожного движения, развитии инфраструктуры, автомобильного туризма и будут способствовать инновационному развитию отрасли.

Итоговые видео с сессий можно посмотреть по ссылке.